saint Zozo, или Юра (stzozo) wrote,
saint Zozo, или Юра
stzozo

Categories:

Нужны ли аутистам карточки

Карточки - это такое средство, предлагаемое неговорящим аутистам: много-много карточек с изображениями всего, что ребенку может понадобиться. Чтоб попросить о чем-то маму, он просто показывает ей карточку.
Концепция этих карточек построена на ложной предпосылке, будто аутист не может говорить. На самом деле может, но не хочет, не считает нужным. Все или большинство аутистов, которых мне представляли как неговорящих, иногда произносили какие-то короткие слова, и даже со смыслом. Я считаю, если ребенок хоть какое-то слово когда-то говорил - значит, говорить может, непреодолимых органических препятствий нет. Другой вопрос - почему не хочет. Ясно, что трудно. Любое дело трудно, если не тренироваться. Чтобы тренировать речь, нужен сильный стимул. А если мама простые просьбы и так понимает, а сложные все равно отказывается рассматривать - то зачем утруждать глотку?
Вспомогательный инструмент может помогать главному, а может конкурировать.
Пример первого - костыль. Хромой человек может ходить с костылем, но костыль не мешает опираться на ногу. По мере выздоровления, человек может все более переносить вес с костыля на ногу, и в конце концов вообще отказаться от костыля.
Противоположное - инвалидная коляска. На коляске хорошо разработаешь руки, а ногами не походишь. Чтоб хоть как-то опереться на ноги, надо полностью встать с коляски. Или еще яркий пример - машина с автоматической коробкой передач. Водители говорят, кто сразу учился на таковой - тот никогда не освоит ручную коробку передач.
Так вот, карточки вовсе не похожи на речь. Чтобы научиться говорить словами - нужно отказаться от карточек. И это может быть более трудный шаг, чем начать говорить с нуля.
Карточки - не костыль, а конкурент речи.
И конкурент более слабый.
Антропологи считают, человечество стало разумным, когда научилось складывать слова в предложения. Отдельные слова со смыслом - это и у многих животных есть. Например, у зеленых мартышек словарь из десяти слов, типа "леопард", "орел", "змея".
Карточки - не слова, они негибкие, из них предложение не построишь. Разложить по порядку - не то: грамматики все равно нет, логическую связь ребенок сам не сформулирует, мама все равно должна угадывать.
Более приемлемым "костылем" мне кажется требовать говорить от ребенка половину слова, первый слог, первую букву - сколько может. От этого можно плавно перейти к целым словам.
Tags: аутизм, социализация
Subscribe

  • Биологизаторство и патриархальность

    Новая господствующая квазирелигия - природобожие, или биологизаторство. Человек прочитал полторы статейки или десяток томиков по этологии - и уже все…

  • Гендер. Пожалуйте бриться!

    Недавно вся Украина переругалась. Парламент ратифицировал конвенцию о противодействии домашнему насилию, но исключил или пытался исключить из нее…

  • Нацики - погані захисники

    Я знаю, що на фронті і в волонтерстві непропорційно багато нациків. Але це не змушує мене шанувати їхній світогляд. Більше того, підозрюю, що в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments