saint Zozo, или Юра (stzozo) wrote,
saint Zozo, или Юра
stzozo

Category:

Ссучивание от Мелисандры

http://morreth.livejournal.com/2921297.html


В комменты к Мэриксмас прискакал Горький Лук и начал в своей обычно хамской и лживой манере отстаивать справедливость "темнушных" концепций.

Персонально он не стоит того, чтобы с ним спорить. Но я увидела в комментах, которые, видимо, находятся под влиянием той же концепции, какую продвигает Лук.

В честь героини Мартина я назову ее "концепцией Мелисандры". [см. Игру Престолов - stzozo] Она ее продвигает вот в этом разговоре с сиром Давосом:

- Скажите, Давос Сиворт, - вы хороший человек?
«Разве стал бы хороший человек заниматься таким делом?»
- Человек, как все прочие, - ответил он. - Я добр к своей жене, но знавал и других женщин. Стараюсь быть хорошим отцом своим сыновьям, помочь им обрести место в этом мире. Да, я нарушал законы, но до этой ночи ни разу не чувствовал, что делаю зло. Пожалуй, во мне всего намешано поровну, миледи, - и хорошего, и плохого.
- Серый человек. Не белый и не черный, того и другого понемногу. Так, сир Давос?
«А если и так, то что? Мне сдается, большинство людей и есть серые».
- Если половина лука почернела от гнили, мы говорим, что лук гнилой. Человек либо хорош, либо плох.


Глядя на поступки Давоса и Мелисандры, мы, читавшие, прекрасно понимаем, что как раз Давос хороший человек, много лучше короля, которому служит. А вот Мелисандра как раз, мягко говоря, не очень хороший человек, а строго говоря - инфернальная сука.

(вот почему у меня ПЛиО в списке "маст рид" - у Мартина такие вещи прописаны четко)

Все темнушники обязательно опираются на концепцию Мелисандры. Почему? Казалось бы, логичным выглядело бы обратное: если признавать вслед за Давосом, что люди "серые", было бы легче оправдывать неблаговидные поступки своих героев. Но нет, декларация "серости" звучит лишь на словах, а в сюжете у Еськова благородные и добрые люди "проигравшего" Мордора и адские нацисты эльфы, у Ниэнны до тошноты белый и пушистый Тано и опять же нацисты Валар. То есть, вслух проговаривается Давос, но в сюжете царит Мелисандра.

Зачем и почему эта подлая подмена делается?

Посмотрим снова на диалог Мартина: Мелисандре нужно, чтобы Давос выступил ее соучастником в убийстве человека, виновного только в том, что выполняет свой долг, держит Штормовой Предел от имени признанного бастарда Роберта Баратеона. Планы Мелисандры идут еще дальше: она хочет захватить этого самого бастарда, Эдрика Шторма, и принести его в жертву ради сильного магического действия: в нем королевская кровь.

Попросту говоря, она хочет сжечь ребенка заживо. Ради служения богу огня, света и всего хорошего.

Давоса Сиворта от таких дел тошнит, он постоянно оппонирует Мелисандре (и в конце концов просто украдет, вывезет этого самого ребенка). Мелисандра же хочет привести его к покорности, морально уничтожить, сделать послушным инструментом в своих руках. Ей нужно, чтобы при дворе Станниса у нее не было оппонентов - но при этом она понимает, насколько полезен Давос для Станниса и хочет сохоанить его как союзника. Для этого ей нужно и-менить его личность, уничтожить его и возродить из пепла.

ЦЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА, ПРИБЕГАЮЩЕГО К КОНЦЕПЦИИ МЕЛИСАНДРЫ - МОРАЛЬНО УНИЧТОЖИТЬ ОППОНЕНТА. Точка.

[stzozo: на языке чекистов это называется "ссучить"]

Это важно понимать. Если кто-то требует от вас моральной безупречности, полной, сверкающей, "а иначе нещитово" - его цель не установить в споре истину, не понять вас, не привлечь на свою сторону - а морально уничтожить.

Поэтому у меня для людей, прибегающих к концепту Мелисандры, ... // идите лесом. быстро. решительно

Делюсь. Вам пригодится. Потому что вступать в дискуссии с человеком, чья цель - ваше моральное уничтожение, есть дело заведомо гиблое. Единственная выигрышная стратегия тут - сразу посыл нахер. Как только в споре появляется концепт Мелисандры, оппонент заканчивается как оппонент.

Но понимать подоплеку их действий при этом полезно. Поэтому продолжаем.

Итак, Мелисандра заявляет, что добро должно быть безупречным. Без пятен, сучков и задорин, ошибок и проебов. А иначе не добро, а иначе "лук гнилой".

Если речь идет не о конкретном человеке, а о некоей группе людей/персонажей, это вообще беспроигрышная стратегия. Сначала эту группу представляют неким коллективным разумом вроде улья, а потом указывают на принадлежащих к ней негодяев и говорят: посмотрите, да какая же это сторона добра? "У Профессора, например, бросили малолетних детей Диора на смерть - при отсутствии детального описания это становится добром?" (с) Горький Лук.

Что самое интересное, Профессор нигде не писал, что эльфы - воплощенное добро. Эльфы во Властелтне Колец" - это гуманоидная раса, подвид хомо сапиенс сапиенс, чьи лучшие годы и века давно позади, численность неуклонно сокращается и все, чего они хотят - это спокойно жить в своих маленьких государствах-анклавах, и чтобы их не трогали. Но им даже и этого не дано: с уничтожением Кольца их магия тоже истает, они вынуждены будут покинуть землю, которую любили и в которую много вложили, удалиться на Запад. И они приносят эту трагическую жертву ради народов Средиземья.

Да, на заре своей юности в период своей активной экспансии они мощно отжигали. У них были свои позорные страницы в истории - в частности, три усобицы, kinslaying, на которые любит ссылается Лук. И что, эти события как-то отменяют тот факт, что на момент истории "Властелина колец" эльфы как воюющая сторона попросту правы? Они хотят нормальных вещей, и готовы биться за них. Все вот настолько просто, если отринуть концепцию Мелисандры. Нет, они не стремились обратить весь мир в "эрувианство". Нет, они не строили нацистских утопий. Приписать им такие намерения - не называется "поддать натурализма и реализма", это назвается "поддать Мелисандры"

Потому что слдующий шаг после заявления "или ты безупречен, или ты целиком гнилой, а третього нема" - заявить, что раз ты целиком гнилой, то и способен на что угодно.

Мелисандре это нужно именно для того, чтобы Давос стал способен на что угодно.

Путинистам это нужно, чтобы оправдать себя и своих симпатиков, потому что они действительнро способны на что угодно, а значит, и украинцы должны быть "не лучше".

Еще раз, для закрепления, крупными красными буквами: концепт Мелисандры (Человек либо хорош, либо плох) - не философия, не мораль и не мировоззрение. Это инструмент психологической манипуляции. С ним не дискутируют, его отвергают все, кому дороги жизнь и рассудок.


На самом деле, люди не бывают двух видов - хорошие и плохие.
Но всех людей можно высадить на одномерную линейку: кто-то будет лучше, кто-то хуже.
Tags: этика
Subscribe

  • Индекс биг-мака

    Среднюю зарплату различных стран принято сравнивать в долларах. Что некорректно, так как в разных странах разный уровень цен. Чтобы выжить в каждой…

  • Что такое валюта

    Государство печатает свою валюту, чтобы обогащаться. А взимает налоги в этой валюте, чтобы создать ей ценность. Первый процесс без второго не имеет…

  • Чем обеспечен доллар

    Есть мнение, что нынешний доллар, как и другие валюты, ничем не обеспечен. Но это неверно. Ценность валюты определяется тем, что многие люди верят в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments