saint Zozo, или Юра (stzozo) wrote,
saint Zozo, или Юра
stzozo

Правовые варианты смены власти

http://scaldir.livejournal.com/1431828.html
Импичмент президента

Процедура. Для её старта нужно 226 депутатских голосов. Создаётся следственная комиссия, в состав которой включаются специальные прокуроры и следователи. Комиссия должна представить доказательства совершённых президентом преступлений, например, государственной измены.

Второй шаг — решение об обвинении президента. Верховная Рада должна принять его конституционным большинством — 300 голосов. Далее вступают Конституционный и Верховный суды. Первый проверяет, придерживалась ли следственная комиссия конституционной процедуры расследования, второй делает выводы о содержании признаков преступления в обвинении.

На последней стадии принятия решения об отстранении президента от должности за него должны проголосовать три четверти депутатского корпуса, то есть 338 человек. Исполняющим обязанности главы государства становится глава Кабмина.

Срок реализации. Не менее полугода.

Препятствия. Импичмент президента в Украине является делом юридически сложным и чётко не выписан. Отсутствуют законы об импичменте, специальном следователе и специальном прокуроре, вводящие институт обвинителей президента и подробно прописывающие процедуру обвинения с последующим отстранением президента от должности. Велика вероятность недобора необходимых для импичмента голосов в Верховной Раде.

Роспуск Верховной Рады

Процедура. Президент имеет право прекратить полномочия Верховной Рады, в случае если пленарные заседания сессии не могут начаться в течение 30 дней. Таким образом, длительное блокирование парламентской оппозицией президиума и трибуны Верховной Рады может повлечь за собой роспуск парламента.

Срок реализации. Свыше трёх месяцев.

Препятствия. Президент в вышеназванном случае имеет право распустить парламент, но не обязан делать это. Если расформирование депутат­ского корпуса грозит политической нестабильностью или несёт угрозу целостности государства, он может не воспользоваться своим правом. 30-дневную неспособность парламента начать пленарные заседания в состоянии прервать провластное большинство, собравшись на заседание вне стен здания Верховной Рады.

Отставка Кабмина

Процедура. После провала парламентского голосования по вопросу недоверия Каб­мину 3 декабря правительство Николая Азарова получило иммунитет до следующей сессии, которая начнётся в феврале 2014 года. Лишить главу Кабмина его кресла имеет право и президент, что автоматически повлечёт отставку всего правитель­ства. Руководитель исполнительной власти может и сам заявить о своём уходе.

Срок реализации. Не более 60 дней.

Препятствия. Необходимы весомые (желательно экономические) аргументы для того, чтобы убедить президента принять решение об отставке правительства. Депутаты могут отказаться поддержать парламентским большинством назначение на пост премьера новых претендентов, кандидатуры которых внесёт в Раду президент. А пока не начнёт работу новый состав Кабмина, члены старого будут исполнять свои обязанности.

Конституционная реформа

Процедура. После того как 30 сентября 2010 года Конституционный суд отменил конституционную реформу 2004 года и восстановил действие Основного Закона образца 1996 года (президентско-парламентская форма правления), чётко прописанного алгоритма возвращения к парламентско-президентской форме правления нет. Наиболее реальный вариант — повторное принятие внесённых в Конституцию в 2004 году поправок 1996 года, для которого требуются экспертиза Конституционного суда, голосование вначале парламентским (226 голосов), а затем конституционным (300 голосов) большинством и подписание закона президентом.
Кроме того, Конституционный суд может принять новое решение с юридической формулировкой, возвращающей Конституцию 2004 года. Есть и третий вариант: Верховная Рада конституционным большинством в 300 голосов подтверждает легитимность Основного Закона 2004 года.

Срок реализации. Около полугода.

Препятствия. Велика вероятность того, что депутатский корпус не даст 300 голосов за. Возвращение новой старой Конституции чревато ещё одним политическим кризисом, так как она предусматривает компромисс политических сил на стадии формирования коалиции, что в условиях сегодняшних украинских реалий практически невозможно.

Два последних сценария маловероятны. Во-первых, поправки к Конституции 2004 года утратили юридическую силу, что лишает суд права на их пересмотр. Во-вторых, у парламента нет полномочий оспаривать решение Конституционного суда. К тому же в случае признания того, что Основной Закон образца 2004 года был, вопреки решению КС от 2010 года, всё же принят без нарушений, остаётся неразрешимым вопрос, что делать с законами, принятыми с осени 2010-го. И ещё один нюанс — на подходе новый законопроект о внесении изменений в Конституцию, над текстом которого сейчас работает Конституционная ассамблея. А это обстоятельство снимает стратегическую необходимость возвращаться к Основному Закону 2004 года.

Референдум

Процедура. Всеукраинский референдум провозглашается по требованию трёх миллионов граждан Украины, имеющих право голоса, и при условии, что их подписи собраны не менее чем в двух третях областей по сто тысяч подписей в каждой области. Центр­избирком проверяет их подлинность и решает, соответствует ли проведение референдума конституционным нормам, после чего президент подписывает указ о проведении референдума.

Срок реализации. Не менее полугода.

Препятствия. Вопросы, связанные со сменой власти, на референдуме не рассматриваются, так как они входят в компетенцию других органов власти. Нет смысла выносить на референдум и тему вступления Украины в ЕС, поскольку пока обсуждается только подписание соглашения об ассоциации с ЕС. Правда, при помощи референдума можно узнать мнение украинцев о том, подписывать или не подписывать соглашение, однако его результаты будут иметь только рекомендательный характер.

Попытка на референдуме решить вопрос о возвращении к Конституции 2004 года требует сложной процедуры, подготовка к которой предусматривает голосование в Верховной Раде и дополнительный всенародный опрос. При этом ЦИК на этапе проверки может забраковать часть подписей, а после проведения референдума парламент вправе не имплементировать его результаты.

stzozo: Как видим, не фонтан.
Надо не бояться неправовых сценариев.
Законы государства - не то же самое, что законы божьи.
Похоже, подленькие европейцы затем и приезжали, чтобы отговорить оппозицию от неправового сценария - их ведь собственная власть держится на мифе о диктатуре закона.
http://stzozo.livejournal.com/824177.html
Tags: евромайдан
Subscribe

  • * * *

    Я недавно загадывал загадку, но никто не стал отгадывать. Чем меня раздражают феминизм, политика Израиля и олимпийские игры? И, кстати, Порошенко.…

  • Обрати треба було не Порошенка, а кого?

    Зараз часто ставлять таке запитання. Запитання хибне. Не в тому мудрість, щоб знайти гідне прізвище із 22 в бюлетені. Бюлетень нам же не боженька з…

  • * * *

    Я не патріот. Я гуманіст і демократ. За гуманізм і демократію на території України воювали: УНР, УПА (не ОУН), АТО.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments

  • * * *

    Я недавно загадывал загадку, но никто не стал отгадывать. Чем меня раздражают феминизм, политика Израиля и олимпийские игры? И, кстати, Порошенко.…

  • Обрати треба було не Порошенка, а кого?

    Зараз часто ставлять таке запитання. Запитання хибне. Не в тому мудрість, щоб знайти гідне прізвище із 22 в бюлетені. Бюлетень нам же не боженька з…

  • * * *

    Я не патріот. Я гуманіст і демократ. За гуманізм і демократію на території України воювали: УНР, УПА (не ОУН), АТО.